Однако,
5 июля 2011 г.
Нечаянная радость
1048 просмотров
Страховые компании готовятся возглавить процесс выдачи населению талонов о прохождении технического осмотра (ТО). Прямые финансовые выгоды от такой деятельности будут невелики. Зато страховщики получат возможность использовать новый ресурс для продвижения своих традиционных продуктов — ОСАГО и КАСКО, а также смогут перестроить систему отношений с дилерскими центрами.
Впервые о возможности передачи процедуры технического осмотра страховщикам в апреле этого года высказался Дмитрий Медведев, потребовавший сделать процедуру прохождения техосмотра «беспроблемной для граждан», либо вообще от нее отказаться. Идея «вообще отказаться» развития, естественно, не получила. Позднее риторика президента несколько смягчилась — о полной отмене речь уже не шла. «Есть предложение, вполне разумное — отказаться от милицейского техосмотра и совместить этот техосмотр с заключением договора по ОСАГО», — заявил президент.
Непосредственные игроки рынка давно считают, что перемены необходимы, а процесс получения талона ТО не имеет никакого отношения к дорожной безопасности или контролю исправности транспортных средств. «Сегодня технический осмотр (оторванный от технического обслуживания) носит более формальный характер. Вполне возможно, что организация техосмотра в автосервисе поможет решить вопрос допуска исправных автомобилей к участию в дорожном движении. Очевидно, что сочетание допуска автомобиля и ремонта неисправностей в одном месте может спровоцировать злоупотребления. Именно поэтому нужна аккредитующая организация, которая будет осуществлять работу по жалобам и проверки сервисов», — объясняет Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «Альфа-Страхование». Этой организацией, по замыслу разработчиков законопроекта, должен стать Российский союз автостраховщиков (РСА).
На первый взгляд, при реализации данного предложения ситуация как минимум не ухудшится. «Есть все шансы при правильной реализации наконец-то придать ситуации с ТО цивилизованный вид. Думаю, ничего нового изобретать не нужно, в большинстве стран принципы организации техосмотра схожие: освобождение от ТО новых машин — до двух-трех лет, максимальное облегчение процедуры прохождения ТО, достаточно жесткие санкции за нарушение относительно либерального регламента. Надеюсь, на этих принципах будет строиться и наша система», — рассуждает Владимир Тян, генеральный директор холдинговой компании «Совтрансавто». Однако никаких реальных улучшений автовладельцы в обозримом будущем могут не ощутить. Страховщики просто воспользуются новым инструментом в своих собственных конкурентных целях.
Когда ее совсем не ждешь
Любопытно, что сами страховщики оказались не готовы к столь значительным переменам. По крайней мере, представители РСА сразу же после заявлений Дмитрия Медведева поспешили сообщить, что с ними этот вопрос даже не обсуждался. То есть страховой рынок оказался просто поставлен перед фактом. Многие эксперты не слишком верят в эти заявления.
«Я не могу достоверно комментировать информированность РСА и хронологию событий, но, по-моему, именно страховщики выступили с инициативой взяться за этот вопрос», — полагает Владимир Тян. Действительно, цена вопроса слишком высока, чтобы он решился сам собой. Но истина, вероятно, где-то посередине. Учитывая реакцию экспертного сообщества, можно предположить, что активной лоббистской кампании страховщики не проводили. Вполне вероятно, что определенные кулуарные беседы на этот счет шли, но без привлечения страховщиков. Кроме того, обстоятельства сложились так, что решение было принято быстрее, чем обычно. Конечно, определенные предпосылки к тому, что именно страховщикам будет отдан контроль за ТО, можно было обнаружить. Еще в 2004 году предлагалось передать техосмотр на откуп частным компаниям, но работать без надзора им все равно никто бы не позволил. Поэтому, учитывая мировой опыт организации этого процесса, а также давние и прочные связи ГИБДД и страховых компаний, именно последние являлись основными претендентами на роль контролирующей структуры. Но тот факт, что буквально за несколько месяцев инициатива уже дойдет до Госдумы, действительно учитывать мало кто мог.
Теперь страховщики активно включились в работу над законопроектом. «На базе РСА создано несколько экспертных органов (комитетов) из числа сотрудников страховых компаний. Помимо этого, в РСА усиливается штат сотрудников», — поясняет Денис Макаров. То есть теперь страховщики, похоже, готовятся воспользоваться обстоятельствами так, чтобы законопроект в Госдуме не слишком залеживался. Побороться есть за что. В стране насчитывается более 34 млн легковых автомобилей. Причем только 4 млн из них — младше трех лет, то есть им прохождение ТО в ближайшее время не требуется. Еще часть машин (по разным оценкам до 5—10 млн) в «возрасте» от трех до семи лет, которые проходят ТО раз в два года. Получается, что порядка 20 млн авто — ежегодный поток на станциях техосмотра. И это без учета постоянного роста автопарка страны. По словам авторов поправок в законопроект, предполагается, что стоимость ТО вырастет и будет находиться в коридоре между госпошлиной (сегодня — 300 рублей) и размером взятки, за которую в настоящий момент покупается талон ТО. Таким образом, плата может составить 1,5—3 тысячи рублей. Если даже считать по минимальной планке (учитывая, что регионам предоставлено право снижать тариф для отдельных категорий граждан), получается, что этот рынок оценивается минимум в 30 млрд рублей ежегодно. Для сравнения — по итогам прошлого года объем собранных страховых премий по полисам ОСАГО, по данным Федеральной службы страхового надзора, составил 91,6 млрд рублей. При этом проект об ОСАГО страховщики лоббировали на протяжении многих лет.
Однако пока не очень понятно, на какую часть из этих 30 млрд рублей в итоге смогут претендовать страховщики.
Ведь эти суммы будут проходить мимо них, поступая на счета техцентров. «По моим ощущениям, страховые компании пока сами не понимают, что им делать со свалившимся на них счастьем. Сейчас идет активный процесс поиска возможных выгод от сложившейся ситуации», — рассуждает Владимир Новиков, председатель правления Гильдии актуариев. Эксперт отмечает, что серьезной мотивации, которая может заставить страховщиков активно отстаивать свои притязания на техосмотр, пока трудно найти. «Неочевидны даже выгоды от более качественной проверки технического состояния автомобилей», — подчеркивает Владимир Новиков. И действительно, по данным за прошлый год именно из-за технической неисправности авто в нашей стране произошло всего 0,56% от общего числа дорожнотранспортных происшествий. Кроме того, закон об ОСАГО не освобождает страховую компанию от выплат потерпевшему, в случае если именно техническое состояние машины стало причиной страхового случая.
Конечно, стоит учитывать, что статистика ГИБДД (или дорожной полиции) далеко не всегда объективно отображает реальную ситуацию на дорогах. Ведь если инспектор, оформляющий ДТП, отметит в протоколе, что авария произошла из-за, например, отказа тормозов, то при наличии действующего талона о прохождении ТО это, безусловно, вызовет вопросы к подразделению, которое его выдало. Поэтому независимые эксперты убеждены, что реальная статистика гораздо выше официальной. В прошлом году по ОСАГО страховщики выплатили 55,53 млрд рублей. Если предположить, что доля ДТП из-за технической поломки, не устраненной владельцем, составляет 10%, то страховщики смогут сэкономить свыше 5 млрд рублей ежегодно.
И эта экономия может быть достигнута практически без дополнительных вложений. Достаточно привести раздачу талонов ТО до состояния, хотя бы отдаленно напоминающее цивилизованное. «Предполагаю, что расходы страховщиков в связи с новым законопроектом будут носить в основном административный характер — необходимо разработать и организовать систему авторизации компаний-подрядчиков, возможно, появятся какие-либо законодательные регламенты, которые потребуют от страховщиков вложений», — считает Владимир Тян. Поскольку аккредитующей организацией будет РСА, вероятно, ему придется расширить штат сотрудников, однако в пересчете на всех членов союза это отнюдь не большие дополнительные затраты. Таким образом, косвенные выгоды от передачи техосмотра под крыло страховщиков увидеть можно.
Превращение Золушки
Очевидно, что контроль за ТО, в случае его передачи страховщикам, вызовет определенные изменения в маркетинговой политике компаний. Несмотря на то что тарифы по ОСАГО устанавливаются правительством, даже сегодня страховщики умудряются привлекать клиентов за счет ценовой политики. «Да, ниже минимального тарифа полисы продавать нельзя. Но многие страховые компании, например, Росгосстрах, Росно и многие другие практикуют различные варианты компенсации части стоимости полиса, что называется, «борзыми щенками». Дарят подарки, увеличивают сумму страхового покрытия по полисам, предлагают скидки на добровольное страхование при условии приобретения ОСАГО у них и так далее», — рассказывает Владимир Новиков.
При этом уже сегодня страховщики работают со «своими» дилерскими и сервисными центрами. Можно предположить, что клиентам, проходящим процедуру ТО в этих компаниях, будут предложены более низкие тарифы на КАСКО или ОСАГО, поскольку страховщик будет уверен в технической исправности автомобиля. «Под контролем страховщиков, техосмотр однозначно будет так или иначе использоваться в маркетинговых целях, в том числе и в такой форме», — считает Владимир Тян. Правда, подобные скидки, как обычно, не будут значимыми для потребителя. Да, клиент, пришедший из «проверенного» автоцентра, может рассчитывать на более дешевый полис, однако это с лихвой компенсируется возросшей официальной стоимостью техосмотра. Кроме того, в список «своих», как правило, входят сервисы официальных дилеров, расценки которых существенно выше, чем у неофициалов.
Но гораздо более серьезным последствием принятия законопроекта для страхового рынка станет значительное усиление позиций страховщиков на авторынке. Сейчас, по словам Владимира Новикова, они находятся в положении падчерицы в трехсторонних отношениях: банк — автодилер — страховщик. Именно банки при автокредитовании формируют пул страховых компаний, зачастую продавливая последних по тарифам. Точно также поступают и автодилеры. «При покупке машины вы можете купить полис и ОСАГО, и КАСКО прямо у дилера, который, как правило, предлагает пять-шесть различных страховых компаний, с которыми у него заключены соглашения. Когда этот рынок только начинался, комиссия автодилера, которую ему платил страховщик, составляла порядка 15% от стоимости полиса. Потом начался довольно резкий рост цен, с которым страховщики ничего поделать не могли — не было рычагов давления. В настоящий момент в среднем по рынку дилеры работают из расчета 30%», — комментирует Владимир Новиков. При этом, по оценке эксперта, этот канал продаж страховых продуктов является основным — на него приходится до 80% всех клиентов по КАСКО и ОСАГО. Именно поэтому автодилеры чувствуют себя довольно вольготно, «трамбуя» страховщиков по ценам.
Конечно, представить себе, что страховые компании безропотно отдают 30% дилерам, довольно сложно. В реальных цифрах потери страховщиков не так велики. По данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в прошлом году в России было продано 1,76 млн новых автомобилей (порядка 5% от общего числа легковых авто в стране). За тот же период страховые компании, по разным оценкам, собрали от 130 до 140 млрд рублей страховых премий по страхованию КАСКО. Всего же объем рынка автострахования (с учетом ОСАГО) составил 220—230 млрд рублей. То есть в прошлом году через дилеров страховщики максимально (если каждый покупатель оформит в салоне КАСКО и ОСАГО) могли привлечь не более 12 млрд рублей, отдав своим партнерам порядка 4 млрд рублей комиссионных. При этом следует учитывать, что автосалоны — перспективный канал привлечения новых клиентов, которым в дальнейшем можно предлагать различные страховые продукты. И терять этот канал из-за разногласий по комиссиям страховщики себе позволить не могут. Однако понятно, что возможность поумерить аппетиты дилеров они используют сразу же.
С передачей контроля за ТО в руки страховых компаний ситуация коренным образом поменяется. Крупные страховщики, представленные в руководстве РСА (порядка 20 компаний), вполне могут начать диктовать свои условия. Да, формальные требования к техцентрам для получения ими аккредитации будет разрабатывать Минэкономразвития. Но вот непосредственной процедурой проверки соответствия будет заведовать именно РСА, за которым закрепляется право и отозвать даже выданную аккредитацию, в случае жалоб клиентов на тот или иной техцентр. Кроме того, дополнительным преимуществом для РСА может стать предполагаемый учет бланков ТО, которые они будут распределять между операторами по аналогии с выдачей страховыми компаниями полисов ОСАГО (сейчас для каждого страховщика установлена определенная квота на новые бланки). При этом для дилеров, чьи сервисные центры от выдачи ТО сейчас удалены, появляется возможность сторговаться со страховщиками и такие полномочия получить. Ведь в этом случае они еще больше «привязывают» потребителей к своему весьма дорогому по рынку обслуживанию.
Поэтому страховщики получают необходимые им рычаги давления. «Страховая компания, имеющая вес в РСА, вполне может добиться от сервисного центра поблажек в тарифах в обмен на беспроблемную процедуру прохождения аттестации», — подчеркивает Владимир Новиков. Наверняка этот аргумент станет основным в торговле даже с крупными техцентрами. Что уж говорить о более мелких компаниях. При этом, по замыслам разработчиков законопроекта, планируется увеличить число пунктов прохождения ТО более чем в три раза — с нынешних трех до десяти тысяч. А это открывает неплохие возможности для страховщиков не только выйти из подчиненного положения, но и занять доминирующие позиции на этом рынке.
В результате крупные страховщики, наделенные возможностью торговаться с автодилерами по размеру их комиссий, в будущем смогут упрочить свое положение на рынке, предложив клиентам более низкие тарифы на страхование. Соответственно, одним из последствий принятия законопроекта станет увеличение их доли на рынке автострахования. К сожалению, для потребителей данный сценарий неизбежно приведет к росту как минимум сопутствующих расходов на получение талона ТО. Ведь почти любая дополнительная работа, навязанная на сервисе у дилера для получения вожделенного талона, может стать куда больше, чем нынешние 2—3 тысячи, в которые обходится документ.
Ликбез
В существующей версии законопроекта «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств» предполагается, что РСА будет вести реестр операторов технического осмотра и проводить проверку их деятельности на основании поступивших жалоб. Также одной из функций РСА в области организации техосмотра может стать обеспечение и учет бланков ТО в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. «Порядок обеспечения бланками планируется осуществлять по аналогии с обеспечением бланками полисов ОСАГО», — заявил Павел Бунин, глава РСА. Законопроектом предусмотрено, что обязательным документом для заключения договора ОСАГО будет являться действующий талон техосмотра. В свою очередь, полис ОСАГО будет заменять для водителей талон техосмотра. «Теперь страхователи при заключении договора ОСАГО будут передавать страховщику талон ТО, а информация о дате истечения срока его действия будет вноситься в полис ОСАГО», — пояснил Павел Бунин. Сотрудники дорожной полиции не будут проверять у водителей наличие ТО — вся необходимая информация будет отражена в полисе ОСАГО. В случае ДТП, произошедшего из-за неисправности автомобиля, ответственность будет солидарно возложена на автовладельца и на техцентр, выдавший заключение о прохождении ТО.
На автомобили до трех лет их владельцы будут получать талон ТО автоматически (при регистрации в ГИБДД). Для всех остальных сроки прохождения останутся прежними: для легковых машин и легких грузовиков возрастом от трех до семи лет ТО будет проводиться раз в два года, старше семи лет — ежегодно. Пассажирский автотранспорт, производящий коммерческие перевозки, будет проходить ТО один раз в полгода. Грузовики свыше 3,5 т., машины со спецсигналами и учебные авто — ежегодно.
Вся пресса за 5 июля 2011 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|